Эффективность СР: общее понятие, составляющие, показатели и индикаторы.

Соц работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем по средствам осуществления соответствующих соц перемен, высвобождение и развитие ресурсов человека и его соц окружения. Объект – люди, нуждающиеся в помощи и немогущие без нее обойтись. Это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.                                                    

Классификация объектов соц.раб: 1) по полу; 2) по возрасту (дети, подростки, молодежь, студенты, трудоспособное население, пенсионеры); 3) по доходу; 4) по состоянию здоровья; 5) по семейному статусу; 6) по видам девиации (алкоголики, наркоманы); 7) по сферам жизнедеятельности (образование, здравоохранение, производственная сфера, воинская среда, пенитенциарная система – тюрьмы, СИЗО, по месту жительства, межэтническая среда, культурно-досуговая среда); 8) по экстримальности ситуации (войны, катастрофы).

Предмет – трудные жизненные ситуации, в которых находиться человек. Соц работа имеет дело с конкретными соц ситуациями, а соц ситуации являются предметом соц работы.

Понятия теории соц раб можно свести в следующие группы: 1) понятия, отражающие сущностные аспект; 2) понятия, отражающие технологический аспект; 3) понятия, характеризующие качественное состояние соц работы.                        Подходы к категориям соц работы: 1) По преимуществу: а) категории, не являющиеся специфическими для теории соц работы, т к обозначенные ими явления или процессы изучаются другими науками, б) категории, относящиеся к теории соц работы по преимуществу, но используемые другими отраслями знаний ( соц реабилитация), в) категории, являющиеся собственно категориями соц работы (соц работа, соц обслуживание). 2) По содержанию: а) понятия, отражающие специфику организации соц работы – в различных сферах соц практики (здравоохранение, образование, производственная сфера, воинская среда), — с различными группами населения, — в особых ситуациях; б) понятия, отражающие различные аспекты организаций – экологический аспект, — менеджмент соц работы, — экономика соц служб.

Закономерности – занимают центральное место в структуре науки и выражают прочные, повторяющиеся объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в соц работе. Например: 1) взаимосвязь соц политики гос-ва и содержанием соц работы в обществе; 2) взаимосвязь между целями соц развития и уровнем развития соц работы; 3) в соц работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. 4) зависимость эффективности соц защиты от структурной полноты и завершенности системы органов соц управления.

Анализу подлежат 2 уровня СР с присущей ей закономерностью: а) организационно-управленческий и б) контактный.

1)Общефилософские,кот.лежат в основе всех наук об общ-ве и чел-ке и механоизмов их взаимодействия: а)детерминизма(определяющее,порождающее), б) принцип отражения(как видим действительность), в) развития(смотрим как все развиваетс),г) историзма,д)принцип единства сознания и дея-ти ;                

2)Соц-политические принципы: выражения требований, обусловленных зависимостью содержания и направленности соц работы от соц политики гос-ва.:а) приоритетности, б) приоритет соц защиты;в)справедливости;г)принцип со.политики;д)солидарности;г)принцип с учетом региональных особенностей;

3)Организационные: а) соц-психолог компитентность кадров, б) принцип контроля и проверки исполнения, в) принцип функциональной определенности, г) единство прав и обязанностей, д) принцип стимулирования;     

4)Психолого-педагогические принципы: они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов соц служб:а) индивидуальный подход, б) комплексный подход, в) целенаправленность, адрессность соц работы.

5)Специфические:-принцип универсальности; — принцип охраны соц правопорядка, — принцип соц реагирования, — принцип профилактической направленности, — принцип клиентоцентризма,т.е признание приоритета прав клиента во всех случаях,где это не противоречит правам др.людей; — принцип опоры на собственные силы, — принцип максимизации соц ресурсов, — принцип конфиденциальности, — принцип толерантности.

В силу того, что сферы социальной жизни и социальные процессы очень специфичны и не могут быть адекватно отображены с помощью универсальных измерительных и аналитических средств, в статистике используются различные измерительные системы и показатели, которые специализированы для соответствующих социальных структур.

Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.

К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся:

—   социальная и демографическая структура населения и ее динамика;

—   уровень жизни населения;

—   уровень благосостояния;

—   уровень здоровья населения;

—    культура и образование;

—   моральная статистика;

—   общественное мнение;

—   политическая жизнь.

Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем, все эти направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.

В качестве социального индикатора выступает статистический показатель или система показателей, наиболее точно отражающие ситуацию в выделенной для наблюдения сфере. На данном этапе, в связи с ограниченными возможностями современной статистики, для выбора социальных индикаторов используются имеющиеся показатели. В последующем может быть целесообразным выделение специальной группы показателей – индикаторов и формирование под них специальной информационной базы или специальной программы обработки на уровне ВЦ.

Отбор социальных индикаторов, так же, как и приоритетных направлений для оперативного контроля, осуществляется на определенный срок. Необходима систематическая корректировка перечня показателей с учетом изменений в ситуации.

Система социальных индикаторов включает в себя три уровня показателей. Первый уровень составляют исходные социальные индикаторы, т.е. полный перечень отобранных для оперативного анализа статистических показателей. На втором уровне социальные индикаторы агрегируются в пределах каждого блока или же из них выбирается один, наиболее емко отражающий фактическую ситуацию в конкретной сфере (блоке). На заключительном, третьем уровне должен быть получен обобщающий (интегрированный) показатель, характеризующий кумулятивную оценку ситуации по региону в целом. Он строится на основе показателей, рассчитанных на предыдущем этапе агрегации.

Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социальной статистике используется система показателей. Статистический показатель является важнейшей категорией социальной статистики. Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель непосредственно связан с количественной стороной социального явления. Следовательно, статистический показатель – это количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания. Таковы, например, показатели реальных располагаемых денежных доходов, объема платных услуг, средней продолжительности жизни населения и другие.

Поскольку социальная статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, то и всякий статистический показатель в виде конкретного числа содержит в себе пространственную и временную определенность.

Таким образом, конкретный статистический показатель в его полной определенности содержит:- количественную определенность;- качественную определенность;- определенность пространства; — определенность времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *