Место теории СР в системе соц.наук

По характеру решения проблем СР занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

СР и философия. СР как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Она исследует проблемы закономерности, принципы и методы осуществления СР с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций СР, ее кадрового и информационного обеспечения;  структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе СР. И возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

Философия –  наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеч дея-ти, особый способ познания. В общем виде под философией понимают дея-ть, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира. Учение о человеке является философским введением в теорию СР. Философия выступает методологической основой СР, т.к. определяет общие принципы и подходы к пониманию проблем, стоящих перед человеком к своему существованию, формам жизнедея-ти и защиты. В свою очередь Соц философия — раздел философии. Для СР актуальны социокультурные категории: человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни, тогда как аппарат философии СР содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т.п.

Политология– наука, изучающая политику, политические отношения и власть в обществе. Объект– общество и большие соц.группы. Предмет – власть, политические отношения, политика. Соц.политика – это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение, удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Цели соц.политики:- достижение равновесия, стабильности, целостности при наличии материальных ресурсов, соответствующих полит. сил и соц.системы.                        — соц.политика решает противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов, соц.слоев и групп.

Суть взаимодействия соц.политики и СР в том, что социальная политика влияет на СР, но и СР влияет на соц.политику, они тесно взаимосвязаны мужду собой. Соц.политика – определяет сторону СР. Посредством СР изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она определяет реальные последствия соц. политики, ее эффективности. СР направлена на обеспечение достойной жизни, создание равноправных возможностей для свободного развития личности, поддержку семьи, обеспечение условий жизни, для свободного выбора деятельности и содействие самопомощи.

Социология — учение об обществе через призму интересов и потребностей тех соц.групп, которые его составляют. Основная цель: анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия. Социология изучает общество, соц.институты и явления, поведение и убеждения специфических групп — семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста. И помогает понять соц.работникам, что собой представляет конкретное общество и слабо социально защищенные группы. Значительная часть современных теорий СР выросла из социологических концепций того или иного характера.            

Познания в области социологии позволяют соц.работникам исследовать соц.проблемы, обеспечивать владение навыками и техниками. Научный анализ соц.проблематики экстремальных ситуаций и жизнедеят-ти «групп риска» в СР опирается на социологический анализ. Анализируются: угроза жизненным силам; способность управленческого актива принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни; развитость и сохранность социальной инфраструктуры отраслей жизнеобеспечения (транспорт, связь, здравоохранение, снабжение продуктами питания и др.); ущерб, нанесенный социальному пространству и населению. Знания социологии важны для СР, но не подменят ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

Психология— академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике человека. СР необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.                        Это связано с тем, что соц.работник должен 1. постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; 2.различать соц.проблемы психологические или психиатрические и направлять клиента к соответствующему специалисту; 3.уметь оказать первичную соц поддержку нуждающимся в ней людям; 4. общаясь с людьми, обремененными проблемами, владеть принципами правильного общения с ними.        

В практике соц раб одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто соц раб сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях. Работа с людьми требует научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

Особая взаимосвязь психологии и СР в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Общий объект воздействия — человек. Для практики СР важное значение приобретают следующие направления: психодиагностика, психологическое консультирование, использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом. Психология представляет большие возможности использования в СР различных способов воздействия на личность.

Педагогика — наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. О том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

Социальные работники осуществляют психолого-педагогическую диагностику личности, воспитанности и воспитуемости, обученности и обучаемости субъектов, на которых ориентирована социальная помощь.

Педагогические технологии являются стержнем социальной помощи. Социальные работники хорошо знают личность молодых супругов, их материальное положение, профессиональный статус. С учетом этих данных осуществляется медико-психологическое консультирование, определение перспектив культурного, общеобразовательного, профессионального роста. В этой работе осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход. Производство оказывает всестороннюю социальную и материальную помощь. Педагогические технологии в СР выполняют функции социального обучения, воспитания, развития личности.

Медицина — область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей. Система СР в госуд.здравоохранении включает профилактику, диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию.  Важным направлением работы отделений медико-социальной помощи следует считать создание благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.

Право.Специалист СР, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, т.к. незнание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на правовые акты: 1.международные документы (конвенции, акты и соглашения); 2.российские документы федерального значения; 3.значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ; 4.документы муниципальных образований; 5. внутриучрежденческие документы. Соц.работнику необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае.

Записи:
  1. Психолого-ориентированные модели теоретического обоснования практики СР
  2. Краткая характеристика преобразовательных методов СР
  3. Принципы и закономерности теории и практики СР
  4. Характеристика методов эмпирического познания, особенности их применения в СР
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *