СР как наука: объект и предмет, цели и задачи.

СР как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Она исследует проблемы закономерности, принципы и методы осуществления СР с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций СР, ее кадрового и информационного обеспечения;  структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной СР. И возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

Объект СР – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Объект СР– это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который не изучался специалистами ни одной науки. СР изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология), при этом каждая из них исследует свой специфический предмет.

Предмет СР – группа отношений, которые являются наиболее проблемными, и приводят к настабильности, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов СР при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта).

Цели СР (предполагаемый результат) соотнесения ценностных представлений о долге государства перед гражданином с ситуацией, в которой он оказался. Основная цель СР: достижение объектом состояния, оптимального использования личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.

Задачи СР для содержательной характеристики СР как особого вида общественной практики.

1. Гуманизация соц.и госуд.норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества (учет интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии).

2.     Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Компетентность соц.работников при разработке оптимальных путей и способов оказания соц.помощи.

3.     Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Обеспечение соц.справедливости (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, распределение всех видов помощи).

4.     Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи, в режиме переговоров, завершающихся заключением контракта.

5.     Актуализация внутренних ресурсов объекта СР. Поддержание активной жизненной позиции клиента соц.службы, содействие в развитии способностей, соц.опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне.

6.     Обеспечение доступности общественных ресурсов для объекта СР. Соц.поддержка нуждающихся, обеспечение оптимальным способам взаимодействия, координация соц.институтов и организаций (физическая доступность зданий, сооружений, траспорта).

Становление и развитие СР как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным проблемам, и с развитием методологии СР как научной теории идет осмысление и выделение принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, как специфической область социального знания. При этом практическая цель СР, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия – способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *