Источники формирования норм и правил, используемых в этическом кодексе социального работника.

Исторический опыт свидетельствует о том, что требования морали в сфере нравственной жизни профессиональной группы традиционно оформлялись в виде кодекса.
Профессиональные кодексы стихийно формировались как средство поддержания морального престижа профессиональной группы, обеспечивая при этом благоприятные нравственные предпосылки ее упрощения в обществе.
Кодекс профессиональной этики наряду с обычаем и традицией способствует формированию нравственного облика личности путем особой формы усвоения моральной информации. При этом необходимость письменной фиксации принципов и норм кодекса возникает как в связи с воспитательными и регулятивными задачами внутри самой профессиональной группы, так и в связи с потребностями общества в совершенствовании и развитии профессиональной морали.
 Выделяют шесть основных источников формирования этики социальной работы и жизни в социуме.
1. Общечеловеческие ценности, которые вытекают из сформулированных взглядов на вечные ценности, заложенные, в том числе во Всеобщей декларации прав человека: право на жизнь, здоровье, отдых, образование, социальную защиту, обеспечивающую достойный образ жизни, необходимый для человека как социального существа, а не только биологического.
2. Этические традиции благотворительности. Они имеют тысячелетнюю историю, отрабатывались на основе идей христианства: любовь к ближнему; милосердие; благотворительность. Вначале это развивалось стихийно, потом зафиксировалось в указах киевского князя Владимира, статуе ВКЛ, указах Петра I, Екатерины II и т.д.
3. Этические ценности современного общества. Они сформировались на базе исторических традиций милосердия, а также на основе основ морали советского общества, где действовал принцип распределения благ, и порой не оставалось места для традиционной благотворительности, а также принципов, появившихся в условиях перехода к рынку, где соперничество, конкуренция, материальные средства рождают свое представление об этике.
4. Этические нормативы зарубежных стран. В последние десятилетие, особенно с развитием Интернет, культурных и деловых связей с зарубежными странами, появилась возможность пользоваться этическим опытом, используемым в принципах социальной защиты Запада и Востока. (Например, у нас норма — защита через пенсию, а в Германии (Бисмарк, 19 в.) введен принцип приоритета реабилитации перед пенсией, что создало совершенно новые условия для защиты, на других этических принципах).
5. Специфические ценности современной социальной работы в Республике Беларусь и в Российской Федерации. Россия наиболее близка Республике Беларусь по социальным подходам, хотя последние годы наблюдается увеличение в расхождениях. Так, в РФ — защита инвалидов осуществляется через помощь, поддержку, реабилитацию. В РБ — (з-н о предупреждении инвалидности и реабил.) — профилактика ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. Это направление влечет за собой формирование новых этических традиций.
6. Личностные ценности и идеалы специалистов. Личностные ценности и идеалы специалистов профессионалов и не профессиональных работников, работающих в данной профессии, существенно различаются. Этика требует учета этих особенностей, т.к.:
— новые специалисты имеют профессиональную и этическую подготовку и интерес для дальнейшего проф.роста, что требует создание соответствующей профессиональной и этической среды, адекватной запросам и ценностям специалистов.
— совершенствование этических подходов требует дополнительных затрат времени и эмоций, что диктует необходимость увеличения материального вознаграждения за проф.деятельность в среде социальных работников — профессионалов.
Можно отметить, что основные источники формирования этического кодекса социальной работы базируются на основательном этическом опыте, что делает кодекс эффективным средством повышения результативности социальной работы за счет основных этических идей — милосердия, социальной справедливости и т.д.

Записи:
  1. Этические обязательства социального работника перед своей профессией
  2. Деонтология в социальной работе. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *