Нравственно-этическая характеристика принципов социальной защиты и формирования здоровья человека в древней Спарте, во взглядах Гиппократа и во времена Авиценны.

Врачи в Спарте еще со времен ее основателя Ликурга (легендарный законодатель) были почитаемой кастой. Они относились к высшим государственным чиновникам. Специальный совет принимал решение — оставлять в живых того или иного больного, новорожденного. Смерть в Спарте всегда предпочиталась болезни и немощи.
Гиппократ поклонялся богу врачевания Асклепию (римское название Эскулап) и выдвинул положение, что бог Асклепий сильнее смерти. Отсюда развивалось положение, что врач никогда не должен останавливать борьбу за жизнь больного, а бороться за нее до биологической смерти — наступления трупных пятен, которым предшествует остановка дыхания и деятельности сердца, устанавливаемая по пульсу.
Из опыта Спарты Гиппократ заимствовал идеи пропаганды здорового образа жизни. Эти идеи пропагандировались государством, и их нарушителей настигала смерть. Гиппократ учил следованию этим правилам сознательно. В свод этих правил входили: умеренность в пище и половой жизни, ежедневные физические и умственные упражнения, воздержание от употребления алкоголя, наркотиков, веселые танцы и др. Гиппократ придавал огромное значение психологическому воздействию врача на пациента. Требовал здорового внешнего вида, чистоты, соответствующей одежды. Он, обращаясь к врачу, говорил: "Ты врачевать собрался род людей, а сам покрыт вонючею паршой". Это сегодня надо напомнить врачам — курцам, любителям алкоголя. И не в меньшей мере врачевателям душ человеческих — психологам.
В многочисленных трудах Авиценны не удалось отыскать понятия "социальная медицина". Тысячу лет назад и традиционная клиническая медицина выглядела примитивно в сравнении с нынешней, насыщенной современными методами и технологиями, лабораторными, инструментальными средствами диагностики, фармацевтическими, хирургическими, физиотерапевтическими и другими методами лечения. Однако, именно недостаточность представлений о физиологии, патофизиологии и крайняя ограниченность в средствах коррекции отклонений в функционировании разных органов и систем организма, заставляла внимательно наблюдать за факторами внешней среды, негативно влияющими на организм и формировать образ жизни, оберегающий от таинственных, многочисленных болезней и недугов. Наука о здоровье сочеталась с медициной, философией, логикой жизни, психологией, физикой, науками о природе, науками о нравах, поэзией и пр. Не случайно многие ученые того времени были энциклопедически разносторонни и оставили заметный след во многих областях знаний.
Авиценна (Абу Али Ал — Хусейн Ибн Абдалах Ибн Ал — Хасан Ибн Али Ибн-Сина) принимал больных бесплатно, считал, что этим путем может получить необходимую практическую подготовку. Тогда не был так развит современный прагматизм, который тормозит приобретению практических навыков студентами, сводя образование сугубо к часам, выделенным для практики расписанием. Однако именно активная и безвозмездная практическая деятельность открыла перед Авиценной широкие возможности для самообразования.
Основной труд, посвященный медицине, написанный Авиценной "Канон врачебной науки", представляет собой энциклопедию медицинских знаний того времени. "Канон" разделен на пять книг: об общих вопросах врачебной науки; о простых лекарствах; о частых заболеваниях, внешних и внутренних, поражающие различные органы человека от темени и до стопы; о частных заболеваниях, которые, возникая, не ограничиваются каким-либо одним органом, и о придании красоты; о составлении лекарств, т.е. фармакопея.
Третья часть первой книги посвящена проблеме сохранения здоровья, что особенно важно для практики социальной медицины.
За пошедшие тысячу лет многие рекомендации и объяснения, безусловно, устарели и ныне выглядят примитивно. Но общие подходы весьма ценны и для нынешней социальной медицины, при том ни одного слова из них нельзя выбросить.
Авиценна считал, что в искусстве сохранения здоровья основное внимание следует уделять уравновешиванию семи факторов:
1. уравновешенность натуры;
2. выбор пищи и питья;
3. очистка [тела] от излишков;
4. сохранение [правильного] телосложения;
5. улучшение того, что вдыхается через нос;
6. приспособление одежды;
7. уравновешенность физического и духовного движения.
Важное значение для развития идей социальной медицины имело мировоззрение Аби Али Ибн-Сины. Главным, дошедшим до нас философским трудом мыслителя-врача, есть обширная энциклопедия философских наук "Кита аш-шифа" (Книга исцеления).
Она состоит из 18 книг, формирующих четыре раздела науки исцеления: логика, физики (естественные науки), математика и метафизика (философия и теология). Ибн-Сина находился на позициях Аристотеля и творчески развивал его учение. В своем мировоззрении Авиценна активно и последовательно проводил идеи социальной справедливости, что важно не только для социальной медицины, но и является важнейшей этической ценностью социальной работы в целом. Значение социальной справедливости был для Авиценны не на уровне теории, а определялось глубинным мировоззренческим смыслом.
Нельзя не обратить внимание на то, что главный медицинский труд Авиценна назвал "Каноном врачебной науки", а главное мировоззренческое произведение — "Книгой исцеления". Познав теоретические и практические мировоззренческие проблемы, человек получает возможность для истинного исцеления, как души, так и тела, в отличие от лечебной помощи заболевшему, реализуемой медицинскими технологиями.
Для практики социальной работы представляет интерес и выделение в практической философии трех видов блага: благо личности (этика), благо семьи (экономика) и благо государства (политика). Этот взгляд с тысячелетней историей может представлять интерес для современной социальной работы в разрезе каждого блага. Но следует обратить внимание на благо семьи, которая находится в глубоком кризисе и пока для ее спасения чаще применяются психологические, чем экономические методы и технологии.

Записи:
  1. Этические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения.
  2. Деонтология в социальной работе. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.
  3. Участие в политической деятельности
  4. Этические обязательства социального работника перед своей профессией
  5. Основные стандарты этического поведения
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *