Особенности требований к нравственно-этическому кодексу социального работника Республики Беларусь, вытекающие из этнических и социально-экономических условий.

Профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в Беларуси. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в Беларуси. В Беларуси появилась осознанная потребность в социальных работниках. Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике "Специалист по социальной работе" (1991 год). Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом социальный работник рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.
Беларуси еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе. Общепринятое понимание деятельности социального работника, которое определяет направления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб, сегодня переосмысливается с учетом специфических особенностей Беларуси и ее отдельных территорий. Традиционные нормы, ценности и профессиональные стандарты социального работника, выработанные в Европе и Америке, оцениваются в новом свете. Новая парадигма социальной работы выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе.
   Для выполнения предписанных социальным работником функций им необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.
    За последнее время было предложено немало теорий и идей, касающихся моральных противоречий. Многие из них могут стать основой решений этических проблем в социальной работе, учитывая свои особенности в силу специфики профессии, времени, страны.
  23. Этические ценности социальной работы и факторы, обуславливающие необходимость развития этики социальной работы.
В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились.
Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно "слабых" социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.
Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой социальной работы. Помимо единых требований общественной морали, социальная работа регулируется также такими принципами профессиональной этики как конфиденциальность и толерантность.
Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные же этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (например, этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем: а) зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач; б) разработка этических стандартов профессии; в) этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.
Проблемы ценностной базы социальной работы напрямую связана с ее гуманистической сущностью, так как независимо от конкретных задач той или иной модели социальной помощи ключевой ценностью социальной работы выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов социальной работы обладает каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по каким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов социальной работы к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, причем не в ущерб другим.
Более чем три тысячелетия назад человечеству были заповеданы десять заповедей, ценность которых и в наше время вряд ли кто может оспорить. Текст заповедей не имеет себе равных по простоте изложения и концентрации, заключенных в ней мыслей и идей. В то же время он является кратким изложением этических принципов всего человечества. Это — вера в единого Бога и запрет клясться его именем; уважение к родителям; императивы — "не убивай", "не прелюбодействуй", "не кради", "не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством", "не желай дома ближнего своего". Общечеловеческими они стали и потому, что по своей сущности отражают человеческое зло и все те возникающие проблемы общества, которые волновали и будут волновать человечество во все времена.
Социальная работа как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям находится в стадии становления, формирования и постоянного развития. И сегодня в условиях социальной нестабильности, общественных преобразований проблема становления и развития этического сознания социального работника весьма актуальна. Назрела необходимость осознания важности формирования этических качеств социальных работников, призванных к высокой гуманной цели: помогать людям оказавшимся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности.
P.S. + Место и роль ценностей в соц.работе
 Целевые области развития этических норм в системе социальной работы
  Развитие этических норм на всех уровнях управления государственной системы социальной защиты.
  Формирование этических норм в работе социальных служб среди самих работников социальных служб, работающих непосредственно с клиентами.
  Развитие этических норм общественной системы социальной защиты.
  Наиболее приемлемым на данном этапе представляется комплексное, гармоничное развитие государственной системы с широким привлечением к ее развитию специалистов социальных служб и параллельным развитием общественной социальной защиты. Этот подход требует совершенствования законодательства на основе соответствующего развития этических принципов в становлении социальных служб и, конечно, серьезной работы по подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе.

Десять нравственно-этических шагов формирования этической зрелости личности, как одна из стратегий формирования общественной социальной защиты.

Записи:
  1. Основные стандарты этического поведения
  2. Стандарты по отношению к профессии
  3. Этическое воспитание социального работника
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *