Гуманность, рассматриваемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, относится к бытийному строю человеческого конечного существования и является фундаментальным моментом, основанием возможности человека. Гуманистическая природа человеческого мышления отчетливо обнаруживается в структурах демократической организации общества, в принципах «активного ненасилия», «свободы выбора». Гуманизм неоднозначен, внутренне противоречив и как форма жизненной практики, и как система мышления. Трудности, с которыми столкнулся и которые не смог решить гуманизм, выступают одновременно основаниями негуманности, насилия, зла, угнетения, проявившихся в тоталитаризме, отчуждении и других формах.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Социальная работа является практической реализацией гуманистического менталитета. Понятие гуманизма близко по своему содержанию и происхождению к понятию гуманитарных проблем или интересов общества – межличностные взаимоотношения, семейные связи, человеческие контакты.
Уровень гуманизма в отношениях исторически повышается. СР располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. такие факторы регуляции человеческого поведения, как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются нравственными регуляторами самой СР. Помимо единых требований общественной морали, СР регулируется принципами профессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность.
Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, СР ориентируется на элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство. Повседневные этические проблемы социальных работников подвержены большим трансформациям (этические проблемы конфиденциальности в условиях компьютеризации). Можно выделить несколько уровней таких проблем: а) зависимость ценностной базы социальной работы от миссии, целей и задач; б) разработка этических стандартов профессии; в) этические дилеммы профессиональных обязанностей социального работника.
Проблема ценностной базы СР напрямую связана с ее гуманистической сущностью, т.к. независимо от конкретных задач модели социальной помощи ключевой ценностью СР выступает любая личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида, как высшему ценностному измерению, дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Правом на помощь со стороны субъектов СР обладает каждый, кто обращается к ним по каким-либо основаниям. Гуманистические ориентиры побуждают субъектов СР к взаимодействию с клиентами, поощряя их к сотрудничеству, не в ущерб другим.
Этический стандарт профессии объединяет принципы и стандарты этического поведения, в них формулируются программные цели и долговременные ценности СР, предписывающие и запрещающие принципы, ключевые положения, определяющие ответственность и обязательство социальных работников. Поведение и образ действий, предписываемые профессиональной этикой, основываются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей. В основе — общефилософская концепция ответственности. Ответственность как принцип СР в этическом стандарте осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы).
На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами, вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, профессии, обществу. Данные проблемные области и этические дилеммы не являются общими для разных стран, но есть группы дилемм, которые свойственны любой модели социальной помощи:
независимость и манипулирование;
патернализм и самоопределение;
принцип информированного согласия;
необходимость говорить правду;
конфиденциальность и частный характер сообщений;
законы и благополучие клиента;
личные и профессиональные ценности.
Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, не всегда способны удовлетворить их запросы, поскольку, во-первых, составлены в общих терминах и с довольно высокой степенью абстракции, а во-вторых, содержат принципы, которые в ряде случаев противоречивы и сами представляют этическую дилемму.
Таким образом, в основе профессиональных принципов СР лежит гуманистический фундамент, который является основанием для этой профессиональной деятельности, области научного исследования, общественного явления «СР».
Гуманистический подход к пониманию человека в деятельности социального работника служит одним из ключевых факторов успешности его профессиональной деятельности. СР представляет собой гуманистический процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий об относительно высоком уровне развития социума, способного поддержать людей, нуждающихся в помощи. СР нацелена на профессиональную помощь индивидам по усилению или восстановлению их возможностей полноценного социального функционирования. Гуманистический подход к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал, способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных условиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой и филогенетических), психологических закономерностей развития и функционирования человека как индивида, личности и субъекта деятельности.
В данном аспекте человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию. Он существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением, он открыт миру через свое поведение, деятельность, он что-то получает из мира и что-то ему отдает.
Человек уникален, поскольку в процессе социализации и воспитания он приобретает качество личности — сложную динамическую структуру, основной функцией которой является объединение и интеграция познавательных, эмоциональных, мотивационных и активно-волевых механизмов, регулирующих взаимоотношения с окружающим миром.
В своих взаимоотношениях с миром личность проявляет себя как активная система. Она не просто отвечает на внешние воздействия, но и сама активно и целенаправленно воздействует на окружающее. Человек развивает свой собственный взгляд на мир, ставит перед собой новые задачи и решает их Возникновение новых интересов, стремления к напряжению и стремления к редукции напряжения, является основным источником активности человека.
В целом внутренние противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей саморазвития. Система является сложной целостностью, заключающей в себе тенденции, непосредственно друг с другом не совместимые, но имеющие опосредованную совместимость.
Гуманистический подход к пониманию человека как уникальной, открытой, интенциональной, амбивалентной системы, способной к самопознанию и саморазвитию, базируется на понимании основных закономерностей его социального развития:
Развитие человека осуществляется только в процессе реальной деятельности на основе взаимодействия с другими людьми. Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.
Стабильные периоды развития чередуются с нестабильными периодами, которые выступают как переходные этапы и несут в себе возможности качественных новообразований личности. Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают: социальная поддержка, референтная группа и динамика потребностей личности.
На каждом этапе социального развития человек обладает особой чувствительностью — сензитивностью по отношению к тем или иным внешним воздействиям, способствующим формированию определенных психических и личностных новообразований.