Социальное управление рассматривается, во-первых, как упорядочивающая деятельность и, во-вторых, как деятельность, направленная на определенную социальную систему. Управление социальной работой – это разновидность социального управления. Это воздействие на организации и службы, ведущие социальную работу, для достижения целенаправленных изменений объекта в желаемом направлении.
Принципы:
принцип разумной управляемости (обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей);
принцип делегирования полномочий (передача руководителем или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия);
принцип первого руководителя (контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, т.к. только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса);
принцип единоначалия (подчиненные должны получать приказания только от одного начальника);
направленность действий в сфере управления на достижение конкретных целей;
единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;
контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;
многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;
индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;
заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;
ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;
гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи.
Структура выражает внутреннее строение процесса, явления, системы.
Применительно к системам понятием «организационная структура» обозначают внутреннее строение субъекта и объекта деятельности.
оргструктура обслуживания — состав, соподчиненность и взаимосвязи подразделений, звеньев, выполняющих функции социальной работы в непосредственном контакте с клиентами (подопечными, пациентами);
оргструктура подразделений, звеньев или общая структура учреждения социальной защиты — состав, соподчиненность и взаимосвязи всех оргединиц, фактически ее образующих;
оргструктура аппарата управления — состав, соподчиненность и взаимосвязи управленческих подразделений, звеньев.
Для системы социальной защиты характерна оргструктура управления по отделениям (или дивизиональная), которая отражает специализацию в обслуживании, предоставляемых услугах.
Достоинства: специализация в деятельности, что позволяет качественно и квалифицированно выполнять работу, функции; «улавливание» различных потребностей по предоставлению услуг; возможность создания новых специализированных отделений сообразно выявленным потребностям; увеличение количества отделений в зависимости от увеличения количества обслуживаемых; использование квалифицированных специалистов по направлениям деятельности отделений.
Недостатки: «привязка» аппарата управления к каждому отделению, что может привести к его искусственному раздуванию; потеря управляемости за счет увеличения количества отделений.
Функции управления – это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.
Управление социальной работой выполняет ряд функций, которые делятся на общие и специальные. Общими являются следующие функции: прогнозирование, планирование, организовывание, стимулирование, координация, учет и контроль. На конкретном уровне, в конкретной должности складывается определенное соотношение между общими функциями. Специальные функции – это виды работ применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и учреждению (направления деятельности).
Методы управления – способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач. Их классифицируют на группы:
Административные – прямое воздействие субъектов управления на объекты управления посредством социальных норм, при этом основным мотивом поведения управляемых является служебное подчинение.
Организационные – способы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы, осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы и обеспечивается определенный уровень их организованности.
Социально-психологические – форма косвенного воздействия на персонал, основным мотивом поведения которого является моральная заинтересованность и обеспечение психологического комфорта.
Экономические – косвенное воздействие на управляемых, при котором основным мотивом их поведения является экономический интерес.