Теоретические Парадигмы социальной работы.

Термин Парадигма предложил Томас Кун.
П  (образец, пример) – это теория и модель, концептуальная схема постановки проблемы принятая в качестве образца при решении исследовательских/практических задач.
П- это дисциплинарная матрица.  
Философия гуманизма в социальной работе появляется в конце XIX в. и связана с положениями социальной благотворительности. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества. Гуманизм противопоставлен пуританской этике. В основе пуританской этики идеи социал-дарвинизма. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы на-правлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение. Однако общество вынуждено предпринимать шаги к реабилитации нуждающихся, где важнейшими стимулами для их самостоятельного существования должна быть система мер физического и экономического поощрения и наказания.
Философия позитивизма в социальной работе сменяет модель гуманизма в 20-е г. XX столетия. В основе данной доктрины лежит абсолютизация знаний вообще и социальных знаний в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о макро-, мезо-, микропсихических и социально-экономических процессах. Бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология становятся основой идеологии позитивизма в данной парадигме. Согласно традиции, идущей от Э.Дюркгейма, научное познание позволяет не только определять, но и объяснять общественные факторы в их норме или патологии. Дальнейшее развитие эта традиция получает в работах Линкер, Варнока, Скиннера. Согласно Скиннеру, внешние воздействия среды определяют поведение человека. Поэтому изменение типологии клиента связывается прямо с изменением окружающей среды.
С позиций бихевиоризма происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в общности. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно-обоснованные этические представления. Фрейдизм открывает возможность анализировать с позиций сексуальных инстинктов, бессознательного, не только интропсихические процессы, но и общественные исторические явления и события.
Позитивистский сциентизм с его абсолютизацией научного знания сыграл как положительную, так и негативную роль для философии социальной работы. Привнесение научных методов в систему взглядов социальной работы позволило осознать, что она является не только практической деятельностью, но и определенной областью познания социальной реальности. Однако абсолютизация научного знания, отрицание автономности человека, его детерминированность социально-экономическими и социально-биологическими факторами привнесла в идеологию профессиональной деятельности приоритеты и ценности исследовательского инструментария, а не общечеловеческие и гуманистические ценности. Появляется понятие «синдром социального работника», когда протоколы, статистика, тестирование оказываются более весомыми аргументами при построении интервенций, чем беседа, опрос или интервьюирование.
Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма. Основой философии социальной работы делается либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становится исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся доминантами понятийного сознания. Философия либерализма с ее установками на ценности личности в противовес коллективным ценностям, находит отражение не только в принципах и нормах профессиональной деятельности, но и в ее методах и техниках. С позиций философии утопизма, человек предстает социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими, как: отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом, негативным влиянием общественной среды и другими факторами. Позиция философии утопизма с ее изначальной установкой на презумпцию невиновности клиента приводит не только к сме-щению ценностных ориентации профессиональной социальной работы, но и смещает акценты стратегии ее развития от социальных реформ к социальным акциям.
Философия профессионализма обосновывает свои положения исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, развитие ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости — таковы основные доминанты философии социальной работы сегодня.
Философия социальной работы базируется на следующих аспектах: географическом, политическом, социально-экономическом, культурном, духовном. В своей совокупности — в отдельности и все вместе — они определяют ценностные ориентиры, базисные подходы и этические принципы идеологии социальной работы.
Географический аспект. Деятельность осуществляется в определенных границах.
Политический аспект. Страны, где осуществляется деятельность социальных работников, имеют различные политические системы. Деятельность осуществляется в соответствии с принципами социальной работы, независимо от политической системы.

Записи:
  1. Особенности методики социальной работы с девиантными категориями граждан и находящимися в социально-опасном положении.
  2. Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *