Этика социальной защиты людей с ограниченными возможностями на основе трех принципов: нищего, барина, равного.

Традиционно к лицам с ограниченными возможностями относили инвалидов. Именно эта категория населения имеет ограничения жизнедеятельности наиболее идентифицируемые в обществе и наиболее разработанные. Международная классификация ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности позволяет специалистам разных стран разговаривать по проблеме инвалидов на одном языке.
В социальной защите людей с ограниченными возможностями специалист должен обеспечить наличие связей между человеком и средой.
Исходя из такой парадигмы, т.е. наиболее общей закономерности и методологии решение задачи, строится философия социальной защиты инвалидов. В этой методологии выделяется ряд основополагающих, научно обоснованных принципов, знание которых и позволяет строить здание теории и практики социальной защиты инвалидов. Эти принципы не всегда едины по сущности, но объединены заботой об объекте и направленностью на предмет. Одна группа принципов базируется на имущественной принадлежности средств социальной защиты, вторая — на научных доказательствах.
Вторая направлена на охват всех нуждающихся и на активизацию собственных усилий по социальной защите человека. Этот принцип опирается на оценку психологического состояния объекта исследования и в качестве приоритета рассматривает возможность максимальной активизации резервных возможностей человека и уменьшение зависимости от пассивного иждивенчества.
Этот принцип базируется в свою очередь на трех имущественных принципах социальной защиты, сформулированных впервые в 1992г.
А. Принцип нищего. Самый древний, самый распространенный принцип защиты основан на принципе милосердия и разделения с ближним собственных средств, т.е. средств собственного труда. Этот принцип родился в древности, в рамках милосердия, религиозных общин. Как правило, это небольшая помощь каждого, кто может чем-то пожертвовать, а эффект защиты складывается из посильного сложения помощи конкретному индивиду за счет многих людей. При этом никто не беднеет, а кому-то оказывается помощь. Метод можно принимать в качестве скорой или временной неотложной помощи инвалиду или другому лицу. Его слабые стороны — выработка установки на пассивное иждивенчество с постепенным разрушением активного начала личности. В условиях свободного общества принцип не может быть долговременным, так как будет порождать армию иждивенцев, безвольных людей.
Б. Принцип барина. Основан на законодательном или насильственном изъятии результата чужого труда и передачи его нуждающимся. Этот принцип используется лицами, присваивающими результат чужого труда, и по их усмотрению или повелению часть этих плодов труда передаются нуждающимся. Таким барином мог быть помещик, капиталист, царь, правитель государства. Метод хорош тоже как временная мера. Его недостатки проистекают из того, что он основан на социальной несправедливости, и опять таки порождает иждивенчество, а так же огромный аппарат чиновников — распределителей результатов чужого труда:
— объем мощи полностью зависит от нравственных качеств благотворителя, барина;
— метод позволяет благотворителю, условно барину, в качестве которого у нас представляется государство, но за которым всегда стоят цели конкретных людей, как бы законно изымать в неконтролируемом объеме заработок одних людей и передавать их другим. Это во-первых, снижает интерес к труду и эффективность труда, так как зарплата не отражает объем вкладываемых затрат и не позволяет восстанавливать затраченную на труд энергию. Во-вторых, порождает иждивенческие устремления того, кто защищается. Этот принцип защиты разрушает защищаемого как личность, хотя он наиболее простой, удобен для чиновничьих структур, и создает иллюзию благополучия в обществе. Известный из физики закон перетекания жидкости в сторону, привлекает все больше людей под эту защиту. Число льготников растет как снежный ком. Достигая критической массы, угрожает социальным взрывом, т.е. нарушает основу социальной безопасности любой страны.
Порождаются такие понятия, как желание быть "дважды инвалидом", инвалидность в сознании людей становится делом чести, хотя это всегда было делом интимным.
При этом у инвалидов, защищаемых этим принципом, постепенно теряется чувство собственного достоинства. Человек как личность деградирует. Он создает себе кумира, молится на благодетеля, и довольствуется простейшими животными инстинктами поесть, поспать, выпить или получить другое удовлетворение. При этом он считает себя счастливым.
Но в социуме осознано могут жить только люди. Любое явление, основанное на саморазвитии, стремится к бесконечности. Такой бесконечностью в системе защиты на принципе барина является постепенное и неуклонное нарастание числа защищаемых при уменьшении числа защищающих. Этот принцип привел к падению римской и других империй, основанных на рабстве. На его смену приходит следующий принцип.
В. Принцип равного. Средства, которые используются в принципе барина для пассивного пенсионирования, направляются не столько на объект помощи, а на предмет, т.е. установление связей между человеком и социумом. После этого человек начинает сам себе зарабатывать, оставаясь личностью, несмотря на дефекты собственного здоровья. Примеры этому Рузвельт, Островский, Бетховен, Сметана, Гомер, Эйнштейн, Стив Хокинг и другие, известные в литературе. Много примеров есть и в нашей среде.
В Статье "Беда не вина" (1989) Зборовский Э.И.впервые поднял эти вопросы.
Зная принципы, и исходя, из имеющихся средств и возможностей всегда можно выстроить конкретную оптимальную схему действий по социальной защите инвалидов.

Записи:
  1. Источники формирования норм и правил, используемых в этическом кодексе социального работника.
  2. Принципы,  проблемные области социальных работников
  3. Стандарты по отношению к профессии
  4. Деонтология в социальной работе. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.
  5. Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами
  6. Этическое воспитание социального работника
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *