Институт социальной работы — сложный, многоликий, быстро развивающийся, приумножающий свои клетки и органы организм. В Республике Беларусь уже сегодня насчитывается около двух тысяч организаций, в которых оказываются те или другие виды социальных услуг. Быстрота создания этих структур обусловлена с одной стороны нарастанием социальной незащищенности населения в условиях перехода к новым формам хозяйствования, а с другой — тем, что народ увидел в социальных службах некий ключ, некое средство защиты от стихии рынка и других проблем, усложняющих жизнедеятельность человека.
Никакие законы не успеют за этим ростом и развитием социальных институтов. В то же время они не могут развиваться бесконтрольно. И если существуют этические требования и кодексы чести социальных работников, не менее важны и механизмы этического регулирования процессов создания и взаимодействия между социальными службами. Такое регулирование необходимо, как между государственными, так и негосударственными службами, а также внутри секторов, т.е. между службами государственного и негосударственного секторов общества.
Все службы в совокупности представляют мощный социальный институт общества. Этот институт нацелен на решение социальных проблем миллионов граждан страны. Однако в его состав постепенно вовлекаются десятки и сотни тысяч специалистов, которые на основе удовлетворения потребностей других людей вынуждены удовлетворять и свои собственные потребности.
Потребности клиентов и потребности социальных работников исходят от единой социальной основы устройства общества, а, следовательно, весьма близки и сходны как по природе, так и по содержанию.
Социальные службы со своими интересами и интересы тех, кого они призваны защищать, находятся как бы на двух чашах весов. Этические регулятивы социальных служб и нужны для того, чтобы эти чаши весов были разумно уравновешены, чтобы польза чаши специалистов уравновешивалась и пополнялась социальным благом чаши народа.
Нельзя упускать из виду, что социальные судьбы многочисленных клиентов и социальных групп населения могут теряться, как бы тонуть в море не менее многочисленных социальных проблем общества в целом. Социальных работников подстерегает опасность соблазна решать человеческие проблемы огулом. Но это похоже на идею сохранения леса, за которым не видно отдельных деревьев. В социальной работе есть конкретный клиент, человек. Задача социальной службы состоит в организации работы на конечный результат. А он в том, чтобы сегодняшний клиент перестал быть таковым. Этические аспекты социальных служб и нацелены на то, чтобы дойти до решения индивидуальных потребностей клиента без ущерба для других клиентов и самих социальных служб.
Если социальные службы в общении с другими службами поставить в замкнутые рамки, например, закрыть их проблемы внутри, как проблемы завода ограждены проходной, то вряд ли удастся социальным службам полноценно решать проблемы клиентов, ибо они весьма многообразны и многолики — это и работа, и образование, и квалификация, и служебная карьера, и семья, и школа, и личные интересы, и родственники и друзья и т.д.
Замкнутость социальных служб неизбежно приведет их к падению престижа и самовырождению. Поэтому важно им дать не только государственные законы и инструкции к должностям отдельных работников, а не менее важны нравственные законы их функционирования.
В отличие от инструкций и общепринятых законов, которые несут внешнее повеление к действиям, этические законы регулируют поведение членов службы изнутри, притом на принципах также внутренне воспринимаемых и одобряемых широкими слоями клиентов. Это позволяет работникам и клиентам идти навстречу друг к другу, помогать друг другу, превращать клиентов в помощников.
Выбор форм и направлений развития социальной работы, особенно на начальном этапе становления ее как профессиональной деятельности, требует особенного внимания к привлечению этических регулятивов.
Связано это с тем, что бум в развитии социальной работы совпадает с обострением социальных проблем, инициируемых разделением общества на богатых и бедных.
Пока социальные службы прочно не встали на ноги, они сами вынуждены искать средства к существованию. Неизбежно развитие платных видов социальных услуг. Однако оплатить их могут люди состоятельные. При этом оказывается, что интересы более состоятельной части общества и появляющихся социальных служб смыкаются. Чем человек беднее, тем меньше у него шансов на активное воздействие в выплывании из сложной жизненной ситуации. Подобная угроза будет подрывать не только уровень социальной защиты, но и престиж социальной работы в обществе. Вместо развития широкой сети услуг для всех нуждающихся слоев может появиться сеть элитарных социальных услуг, потребителями которых будет незначительная часть общества. Пока не выработаны нормативные и законодательные регулятивы, таковыми должны быть этические принципы, которые должны подтолкнуть к созданию социально справедливых форм социальной защиты.
Безусловно, что это весьма трудная и злободневная проблема, развитие которой надо предвидеть и упреждать. Может быть несколько целевых областей в решении нравственно-этических проблем в развивающихся службах социальной защиты.
1. Развитие этических норм на всех уровнях управления государственной системы социальной защиты. В этом случае развивается государственная система защиты, которая в основном ориентируется на сознательность и добропорядочность чиновников разных уровней. В этом случае в одних руках концентрируются элементы нормотворческой и исполнительной деятельности. Неизбежно возникает желание наряду с защитой нуждающихся в социальной защите защитить и себя от неудовлетворенной части нуждающихся. Система оказывается негибкой и этически недостаточно ориентированной на интерес клиента. Этот подход не способствует формированию этически зрелой личности ни среди тех, кто нуждается в защите, ни среди тех, кто защищает. Защищающему невыгодно работать хорошо, ибо оплата труда пока не располагает методами измерения нравственных и деятельных профилактических усилий в решении социальных проблем общества. Проще сидеть, ожидать обращений, что экономит силы, а на первом этапе и средства. Но при этом нуждающийся в социальной защите все чаще решает свои проблемы сам по принципу юмористической сентенции "спасение утопающих — дело рук самих утопающих".
2. Формирование этических норм в работе социальных служб среди самих работников социальных служб, работающих непосредственно с клиентами. Этот путь более полно учитывает интересы клиентов, ибо расширяет права тех, кто находится в непосредственном контакте с клиентами и их окружением. Это позволяет работать не только на рефлексивном принципе, но и самому видеть проблемы отдельных людей и принимать определенные превентивные, профилактические меры. Система защиты оказывается более гуманной.
3. Развитие этических норм общественной системы социальной защиты. Но в обществе, где слабо развита законодательная база, недостаточно подготовлено население в правовом поле, слабы традиции этики и морали, регулирующие систему социальной защиты, а также в условиях крайне ограниченных финансовых средств имеется серьезная угроза, что и общественная система будет действовать в направлении самообеспечения, отодвигая на второй план обслуживание самого населения. Здесь регулирование этических норм можно возлагать на государственную систему и ассоциацию социальных работников.
4. Наиболее приемлемым на данном этапе представляется комплексное, гармоничное развитие государственной системы с широким привлечением к ее развитию специалистов социальных служб и параллельным развитием общественной социальной защиты. Этот подход требует совершенствования законодательства на основе соответствующего развития этических принципов в становлении социальных служб и, конечно, серьезной работы по подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе. Без профессионалов социальная работа в большей мере будет замыкаться на уровне государственных служб, что и естественно, ибо она опирается на значительные средства государственного и местных бюджетов, а они не могут расходоваться бесконтрольно.