В Республике Беларусь к настоящему времени сформировались следующие основные направления развития этики социальной работы.
1. Этическое сознание и этическое поведение социальных работников в процессе профессиональной деятельности.
2. Этическое поведение населения (этика управления, деловых, производственных, семейных отношений, здорового образа жизни, реализации социальных детерминант здоровья).
3. Этика поведения лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности и социальную недостаточность.
4. Этика законов и нормативных документов, регламентирующих социальные процессы и деятельность структур, обеспечивающих социальную защиту человека.
В данном случае речь идет о самом универсальном приложении этики к профессиональной деятельности, ибо и специалисты, и клиенты, и службы, и население в целом управляется законами и нормативными документами.
Этичность законов весьма принципиальна не только для организации работы социальных служб или сферы социальной защиты. На этих законах, как на фундаменте, строится мораль всего общества. Известно, что управление осуществляется автократическими, демократическими и экономическими принципами. Автократии свойственно подавление морали, формирующей свободную личность. Экономика, построенная без должных моральных принципов, извращает мораль, формирующую личность. Демократия без должной морали ведет к анархизму, т.е. ничем не ограниченной свободе. Идеологом анархизма был Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921 гг.), эта идеология на практике себя не оправдала. Думаю, что ни одно из этих направлений управления невозможно без должной этики. Следовательно, этика социальной работы — это не только этика социальной помощи, но и управления ведущей отраслью человеческой деятельности — социальной защитой человека.
Как этика в целом, так и этика социальной работы являются сложной областью отношений между людьми, базирующейся на элементах философии, психологии, социологии и других областей гуманитарной сферы. В этике социальной работы выделяются четыре основные методологические категории, относящиеся к предмету:
— этическое сознание;
— этические отношения;
— этические действия;
— профессиональный долг.
Все категории этики социальной работы основываются на моральных нормах (лат. norma — правило, образец; является наиболее простой формой нравственного требования). Моральные нормы принимаются обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования сообщества людей. Они основываются также на ценностях профессии, составляющих методологическую сущность социальной работы.
Этическое сознание социального работника — осознанное бытие, убеждения и действия, основанные на одобряемых обществом принципах морали, обеспечивающих гуманистическое существование и развитие человеческого сообщества, достойное функционирование в нем личности, ее свободное развитие и самореализацию в соответствии с высшим смыслом жизни человека.
Компоненты (ступени) этического сознания социального работника:
— нравственные знания;
— нравственные убеждения;
— нравственная потребность в действии;
— нравственное действие.
Объективная социальная необходимость в определенных социальных действиях и общественная потребность в них отражаются в сознании специалиста в виде идеи, разграничивающей добро и зло и позволяющей сделать сознательный выбор о должном поведении и действиях. Отсюда этическое сознание является субъективным отражением морали. Сформированное этическое сознание является чрезвычайно большим социальным благом, ибо оно позволяет, с одной стороны, выбрать действия, наиболее нравственно аргументированные, в оказании помощи и поддержки лицу, в ней нуждающемуся, т.е. эти действия нужны обществу и им одобряемы. С другой стороны, через помощь другому лицу удается реализовать собственные нравственные установки, т.е. делать лично нравственно одобряемый шаг в реализации себя как личности. Таким образом, нравственное сознание обеспечивает обоюдное нравственное удовлетворение, что делает его объектом, заслуживающим внимания в процессе самовоспитания специалиста по социальной работе.
Этические отношения в социальной работе — совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе профессиональной этической деятельности. Они заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформации в системе "человек — среда", вызываемой социальными услугами.
Этические отношения весьма многолики и многогранны. Они возникают между социальными работниками, между социальными работниками и клиентами, между организациями социальной сферы и ряда других сфер деятельности. Например, чтобы оказать реальную помощь лицу с неврозом, или пограничным состоянием, неспособному найти себе работу, надо привлечь (или вступить в отношения): врача-психиатра, специалиста службы занятости, специалиста по психофизиологическому исследованию для выбора адекватной профессии, привлечь центр для переобучения на новую профессию, привлечь медработника, психолога, социального работника для медико-социально-психологического сопровождения процесса переобучения и, возможно, первого периода новой профессиональной деятельности. Необходимо объяснить членам семьи суть предпринимаемых мер, чтобы семья оказывала поддержку. Часто в эту цепь мер надо включать звено материальной помощи через службы занятости или страховые компании, а также звено правовой помощи.
Везде возникают отношения между специалистами и организациями разных сфер деятельности, и все они, если хотим добиться успеха, должны быть этически и юридически обоснованы.
Этические отношения могут осуществляться в форме требований, нравственных принципов, сопровождаемых определенными моральными качествами специалиста с должным этическим и профессионально-технологическим самоконтролем и внешним контролем.
Этические действия — многообразие действий, обусловленных этическими нормами и правилами не только социальной работы в целом, а всех фрагментов деятельных отношений, предпринимаемых в процессе реализации социальных технологий и многообразия взаимоотношений специалистов как между собой, так и с клиентами и службами.
Этические действия характеризуются целями действия, мотивами действия, легитимизацией, обоснованностью и минимизацией процесса действий по оказанию социальных услуг, а также оценкой эффективности и этичности конечного результата.
Как этические отношения, так и действия определяют этичность в реализации ряда функций этики социальной работы. Такими функциями являются: оценочная, регулятивная, организационная, управляющая, мотивационная, координирующая, регламентирующая, воспроизводственная, воспитательная, коммуникативная, оптимизирующая, рационализирующая, превентивная, стабилизирующая, прогностическая, разрешения противоречий, информационная, социальная, социологизирующая.
Записи:
- Стандарты по отношению к профессии
- Личностно-нравственные качества социального работника, их краткая характеристика и методы формирования.
- Принципы, проблемные области социальных работников
- Этическое воспитание социального работника
- Источники формирования норм и правил, используемых в этическом кодексе социального работника.