Один из важнейших этических вопросов социальной работы: может ли социальный работник, будучи представителем, с одной стороны, государства, а с другой — клиента, публично выступать с критикой государства, его политики, отдельных решений, т. е., по сути дела, участвовать в политической деятельности не просто как гражданин, пользующийся этим правом на основании закона, но как представитель своей профессии и государственной структуры. Этично ли это по отношению к государству?
Мнения по этому вопросу можно разделить на две группы.
Первая группа мнений. Социальный работник как представитель государства должен сохранять определенную лояльность по отношению к нему. Кроме того, истинно профессиональная деятельность имеет всегда определенный круг целей, задач и функций, в которые, как правило, политическая деятельность не входит. Социальная работа в этом отношении не исключение и должна подчиняться общим правилам. Более того, социальная работа призвана нивелировать все негативные явления в социальной жизни неполитическими, специфическими профессиональными средствами и методами, способствовать реализации конституционных прав своих клиентов с помощью законодательно установленных возможностей. Эту миссию на социальные службы возложило государство.
Вторая группа мнений. Социальный работник в своей повседневной деятельности постоянно сталкивается с тем, что его клиент страдает от несовершенства системы, ее издержек и даже пороков, которые, собственно, и сделали его клиентом социальных служб. Основные конституционные права становятся пустыми фразами без обеспечения условий их реализации, а социальная действительность такова, что социальная работа не располагает пока достаточными возможностями для организации условий реализации клиентами всех их конституционных прав. Долг каждой социальной профессии, а социальной работы тем более, способствовать совершенствованию системы, и наиболее действенным средством для этого является участие в политической деятельности.
Видимо, решение этой дилеммы должно представлять собой разумное сочетание первого и второго вариантов. Если социальная служба преследует не свои собственные, корпоративные цели, а представляет интересы клиентов, т. е., по сути дела, интересы людей, не имеющих возможности самостоятельно решать (в том числе с помощью политической борьбы) свои проблемы, то социальные работники имеют право участвовать в политической деятельности как представители профессии, чья непосредственная задача — стремиться улучшить условия жизнедеятельности клиентов и, таким образом, способствовать уменьшению количества клиентов. Формы такой политической деятельности могут быть различными — от активного участия в формировании основных направлений социальной политики и разработки социальных программ до акций протеста мирного характера на основе конституционных и гражданских прав.
Однако при этом необходимо четко разграничить участие социального работника в политической деятельности как гражданина и как представителя соответствующей структуры. Принимая участие в политической деятельности, социальный работник должен четко осознавать, чьи интересы он отстаивает — свои, своих клиентов или социальной службы. Как гражданин он имеет в установленном законодательством порядке право на политические действия и может этим правом пользоваться по своему усмотрению, отстаивая свои собственные интересы. Если же он выступает от имени клиента или социальной службы, он должен иметь на это соответствующие полномочия, делегируемые ему официально. То есть, включаясь в активную политическую деятельность от имени социальной службы или системы социальной защиты, социальный работник должен делать это с полного согласия и одобрения своих коллег, совместно с ними. Если же он представляет интересы клиента, то делать это он должен от имени и по прямому поручению клиента. Нарушением норм профессиональной этики будет считаться представление в различных политических акциях, партиях или движениях интересов клиентов или профессиональной группы без их согласия и одобрения.