Этапы развития социальной работы как научного знания и практики

Возникновение   социальной работы   как профессиональной деятельности относится к концу 19 в. и непосредственно связано с воплощением идей Мэри Элен Ричмонд (США).
В 1898 г. по инициативе М.Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). В 1899 г. ею подготовлена книга «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в которой были заложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей книге «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г., Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, который впоследствии получил название индивидуальный метод социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников. Книги Ричмонд становятся важнейшими пособиями для учеб-ных заведений США и Европы.
В основу социальной работы была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом: сбор фактов — социальный диа-гноз — социальная терапия.
Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых является изменения как самого индивида,  и его социальной среды.
Социальные   мероприятия Ричмонд подразделяет на две взаимодополняющие друг друга категории:
— косвенный метод лечения (воздействие на окружение клиента);
— непосредственный метод (воздействие на индивида).
Идеи Ричмонд внесли не только вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.
Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.
В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента была взята медицинская модель, однако идеи Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом. Основное внимание сосредоточивалось    на    внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. При этом основной акцент делался на диагнозе.
Отношения между клиентом и социальным работником превращаются в довольно авторитарные, а задачей последнего становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в его адаптации к окружающей среде.
В другом учебном заведении по подготовке   социальных   работников — в Пенсильванской школе социальных работников в  1930-х гг. получило    развитие    направление, связанное с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как лечебному процессу, а скорее как услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы.
Функциональная школа взяла за основу представления Ранка о желании перемен у клиента, его способности   к   восприятию   помощи,   а также о начальных процессах и разделений в ходе лечения. Представители данного течения в отличие от диагностической   школы  основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а  началу процесса изменений. Основной акцент делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие самоопределения — права клиента решать за себя. Таким образом происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Ричмонд.
Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиен щегося;
— привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.
Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.том.
Важное значение для формирования современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получив свое название от города, где она эффективно была применена и в последующем получившей распространение в середине 19 в. практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:
— самостоятельность каждого попечительства    при    рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;
— индивидуализация помощи при детальном   обследовании   каждого нуждающегося.

 

 

Один комментарий к “Этапы развития социальной работы как научного знания и практики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *