Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.

Часто предметом и содержанием социальной ра¬боты на уровне личности, находящейся в кризисной ситу¬ации, становится профилактика девиантного поведения. Вариации девиантного поведения разнообразны: от край¬них форм — суицида, преступности, наркомании, токси¬комании, алкоголизма — до подросткового нигилизма, от¬рицания принятых норм, демонстративного поведения, стрессов. В то же время социальные технологии профилак¬тики и коррекции нацелены не только на работу с отдель¬ной личностью, но и с макроструктурой общества. Работа соответствующих социальных служб нацелена на такие из¬менения социальной среды, которые бы поддерживали и стимулировали нормальную жизнедеятельность человека.
Особое внимание в рамках данной темы следует обра¬тить на методы профилактики суицидального поведения. Суицидальные настроения обычно связаны с чувствами безнадежности, безысходности, гнева, обиды. Заявления о намерениях покончить жизнь самоубийством являются попыткой найти помощь и понимание окружающих. Рас¬пространенными методами профилактики суицидально¬го поведения являются постоянное наблюдение за подро¬стками, как группой, более подверженной суицидальным настроениям; наличие телефонов доверия и анонимных психологических консультаций. Профилактика подобной формы отклоняющегося поведения может быть эффектив¬ной лишь в случае формирования системной, широкой зоны действия профилактики. Уровни социальной профи¬лактики должны быть согласованы друг с другом. Нали¬чие социальных работников и социальных педагогов в школах, введение практики территориальной социальной работы, когда участковый социальный работник постоян¬но взаимодействует с подростками, проживающими на его территории, помогая справляться с возникающими труд¬ностями путем коррекции информирования, организации досуговых форм деятельности. В последнее время в Рос¬сии появился ряд суицидологических центров и кабине¬тов социально-психологической помощи, где можно по¬лучить профессиональную помощь. В самых критических ситуациях предотвратить самоубийство может только про-фессиональный психиатр, но не менее важную роль в ре¬шении этой проблемы играет и социальный работник. Важно своевременно прогнозировать ситуацию и не до¬пустить, чтобы нерешенные проблемы превращались во всеобъемлющий кризис. Социальный работник содейству¬ет решению возникающих перед человеком проблем, при необходимости привлекая к работе других специалистов, в том числе психиатров и психологов.
Исключительно актуальна в настоящее время профи¬лактика жестокости и насилия в семье; жестокого обраще¬ния с детьми; профилактика безнадзорности и правонару¬шений несовершеннолетних; профилактика наркомании среди подростков и молодежи. Эффективность профилак¬тики этих и иных форм девиаций во многом зависит от скоординированности и целенаправленности действий министерств, ведомств и социальных институтов, занима¬ющихся решением данных проблем. Организация работы в единой команде образовательных, медицинских, право¬охранительных, культурно-просветительских, информаци¬онных и иных структур позволит существенно продвинуть¬ся по пути предупреждения и снижения имеющихся со¬циальных девиаций. Предупреждение антисоциального поведения в зависимости от характера девиации требует мер либо социального пресечения, либо социального контро¬ля, либо социальной коррекции поведения. Коррекция от-клоняющегося поведения предполагает, в первую очередь, выявление неблагополучия в системе отношений челове¬ка с внешним миром, лечение социальной ситуации, кор¬рекцию социально-психологических позиций семьи, кол-лектива, разрешение остро- и вялотекущих конфликтов. Коррекционное воздействие может идти в разных планах:
• восстановление предполагает воссоздание тех ка¬честв социального объекта, которые преобладали до появления отклонений;
• компенсирование заключается в формировании стремления компенсировать тот или иной недоста¬ток усилением деятельности в другой области;
• стимулирование направлено на активизацию поло¬жительных качеств социального субъекта, форми¬рование определенных ценностных ориентации, установок, создание положительного эмоциональ¬ного фона;
• исправление предполагает замену отрицательных качеств, свойств социального объекта на положи¬тельные. Исправительная функция предполагает применение методов поощрения, внушения, убеж¬дения, информирования.
Коррекция личности с устоявшимися антисоциальны¬ми формами поведения предполагает и переориентацию референтной группы, выработку критериев отношения к прежним кругам и формирование новых поведенческих образцов и жизненных идеалов.
В программе коррекционной работы девиантных под¬ростков особое место должно занимать консультирование родителей и педагогов. Для родителей и педагогов это про¬граммы, позволяющие преодолеть ригидность мышления, социальные стереотипы, жесткие алгоритмы воспитания и социального воздействия. Для детей и подростков необ¬ходимы как групповые программы по преодолению и коррекции негативных социальных установок, снятию синдрома тревожности, агрессивности, замкнутости, так и индивидуальные, диагностико-коррекционные, психотерапевтические и социально-психологические программы.

Записи:
  1. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
  2. Теоретические Парадигмы социальной работы.
  3. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *