Профессиональная компетентность, профессионализм и профессиональное мастерство социального работника: характеристика и взаимосвязь понятий.

Профессиональная компетентность социального работника – это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций.

От уровня ее развития в значительной мере зависит успех, достижения или провалы в деятельности социального работника. Профессиональные и специальные компетенции направлены на формирование профессионального мастерства. Профессиональное мастерство социального работника представляет собой совокупность качеств, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по социальной защите населения.

Сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе определяются множеством факторов как экономического, социологического, так и психологического, этического, культурологического и иного характера. Профессионализм отражает радикальные изменения роли социальной работы в обществе, которая воспринимается как реакция на негативные преобразования в стране.

Известно, что профессия — это готовность к выполнению социально-целесообразной деятельности, изменяющей социальный мир человека и максимально мобилизирующей потенциал каждого человека для решения сложнейших проблем, адекватной реакции на изменения в обществе и личной жизни.

Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов.

Профессионализмв социальной работе — это постепенно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого труда и результатов.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

· профессионального призвания;

· глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификаций;

· духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;

· профессионального мастерства;

— объективно-критического отношения к своей деятельности;

· профессиональных знаний и профессиональных умений;

· способности всю жизнь учиться и добиваться самореализации;

· профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования.

Профессиональное мастерство как составная часть профессионализм в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения:

· высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение, обладающего устойчивыми навыками в области работы с разными категориями населения, умело и эффективно применяющего на практике современные технологии в области социальной работы;

· высокая компетентность и соответствие действий требованиям государственных стандартов в области социального обслуживания;

· максимальное использование знаний и умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями;

· надежность и ответственность, адекватная реакция на социально-экономические изменения в обществе;

· умелое использование достижений социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме;

· умение завоевывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, влияние на людей, рефлексивный подход клиенту и его проблемам.

Иными словами, профессиональное мастерство — это уровень овладения индивидом своей специальностью, своей профессией; это показатель приобщения работника социальной службы к профессионализму в социальной работе.

Таким образом, Взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом следующих основных принципов: · каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;· каждый человек имеет право на самореализацию; · социальные работники привержены принципам социальной справедливости; · социальные работники все свои знания и навыки используют для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, для разрешения конфликтов между личностью и социальным окружением. Социальные работники помогают каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, независимо от пола, возраста, наличия физической и умственной неполноценности, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации. Социальные работники уважают основные права индивидов и групп в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, созданными на основе Декларации. Социальные работники соблюдают принципы личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники соблюдают оправданную конфиденциальность даже в том случае, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями. Социальные работники работают в тесном сотрудничестве со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.

Записи:
  1. Социально-экономические методы в СР
  2. Психолого-педагогические методы в СР
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *