Виды, формы и методы технологии социальной работы

Виды:
В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий.
Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и тра-диционные (технологии прошлого опыта).
Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.
С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определен-ные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.
Как нам представляется, поиск более оптимальной типологизации целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления универсальности самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий:
• правового обеспечения функционирования общества;
• политические технологии административно-властного регулирования;
• экономического функционирования общества, развития собственности;
• информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей;
• духовно-культурного развития;
• обеспечения социального функционирования общества.

Формы технологии социальной работы.
Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.

Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности — это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на упреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении (тиражировании) данной системы действий.

Методы воздействия:
— административный
— распорядительный
— социально – экономический
— социально- педагогический
— социально – психологический
— юридический

Метод – от греческого – способ достижения какой либо цели, решение конкретной задачи, выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности
Метод в соц работе выполняет двоякую роль, выступая:
1. как способ познания и применения знаний, выработных в науках, изуч различные аспекты жизнедеятельности человека и его соц практики
2.  как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта)

I. организационно – распорядительные методы в соц работе
Система управления предполагает – управления – цели, средства воздействия, методы функции, принципы
Структура управления – кадры, техника управления, организационно правовую сторону
Процесс управления – органы управления, материальную часть органов управления
Рционализация систем управления – внедрение, достижение науки в управлении, обновление кадров, совершенствование хоз системы управления.
Как и лбая деятельность соц управление вкл многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.
В управлении можно выделить 3 большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
1. Регламентирующие методы – это жесткий тип воздействий. С их помощью   создается та или иная система организаций, определяет задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструктирование и др.
Регламентирование представляет собой разработку и применения положений, должностных инструкций и других документов, регламентирующих деятельность членов коллектива.
2. Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется 2 формы использования этих методов – письменно-документальная и устная. Воздействия как директивы указы, постановления в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания в обеих.
Распорядительно воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в проф деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а так же сроки исполнения и предполагают систематической контроль и проверку исполнения.
3. Дисциплинарные методы. В соц работе  когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей не мыслемо без соответ порядка и правил дисциплины.

II. Психологические методы в соц работе.
Основная задача, которую ставит перед собой психология – это помощь человеку, сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально – организационно, но и личностно – осознанно, инициативно.
Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты
— наблюдения, внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное.
— опрос, устный, письменный, свободный, стандартизированный
— тест, тест – опросник, тест – задание, проективный тест
— моделирование  — математическое, логическое, техническое, кибернетическое
— эксперимент – естественный, лабораторный
Эти методы и их варианты предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и  получении путем интерпретации выводов.
Психологические подходы к технологии соц работы
— глубинная психология (психодинамическая теория) психоанализ ( з. Фрейд), индивидуальный (Адлер), аналитическая психология (Берн) и др психологическая защита.
— бихевиористское (психология поведения) сущность заключается в том что бы использовать влияние окружения на поведение человека.
— когнитивная психология – это направление интересов, как устроено сознание человека, его система знаний которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрыв суть когнитивной психология яв схема.
— гуманистическое направление, основа в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не окружения.

III. Педагогические методы в соц работе.
1. Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю чуства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств.
2. Метод убеждения – это значит разъеснять, применяя эмоционально – словестное воздействие, подчас опираясь на внутренние или привечая к увещеванию, то есть сочетая просьбу с разъяснением и внушением.
3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить человек на деятельность в соответ с его интересами и потребностями.
4. Метод поощрение – стимулирование человеческой деятельности, в поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида
5. Метод порицания – это реакция на нежелательную деятельность и поведение.

IV. Юридические методы или правовые
Их необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют концепцию права и обязанности субъектов управления возможности маневрированием ресурсами.

Ведущее место в практике соц работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *