Специалист СР, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, т.к.к незнание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на след правовые акты:
1.международные документы (конвенции, акты и соглашения);
2.российские документы федерального значения;
3.значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ;
4.документы муниципальных образований;
5. внутриучрежденческие документы.
Соц.работнику необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае. Для работы специалиста по СР с детьми делинквентного поведения, с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы Уголовного кодекса РФ, для того чтобы предупредить, а в некоторых случаях защитить несовершеннолетних от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы, связанные с несовершеннолетними, является раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних».
К первой группе относятся такие международные акты, как “Всеобщая декларация прав человека” , “Конвенция о правах ребенка” , “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др. ; ко
Ко второй — Конституция (Основной Закон) РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы “Об основах соц обслуживания населения в РФ” (15 декабря 1995 г.) , “О соц обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (17 мая 1995 г.) и др.;
К третьей — нормативно-правовые акты, кот разработаны и приняты в субъектах РФ. Особо важным в Трудовом Кодексе РФ для социального работника является глава XII «Труд молодежи», но не только, в других статьях кодекса тоже есть ограничения использования детского труда, а также основные гарантии несовершеннолетним работникам.
В соответствии с этим становится важен закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 года. В нем говорится о государственном признании детства важным этапом жизни чел-ка, и провозглашаются принципы приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в общ-ве, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Чтобы продуктивнее работать в этом направлении, необходимо знание закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 96 г. В нем определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Опираясь на силу законов и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления, социальная политика стремится создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности.
СР с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и притом активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически–организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и СР.