Пенсионный фонд РФ
ПФР образован верховным советом РСФСР от 22.12.90 № 442-1 – называется Об организации пенсионного фонда РСФСР. Создан фонд в целях государственного управления финансами государственного пенсионного обеспечения для РСФСР. Денежные средства фонда являются государственной федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Имущество фонда так же является федеральной собственностью и передано фонду на праве оперативного управления. 11.ноября.90 – первый закон – о гос пенсиях в РСФСР. В последствии деятельность ПФ стала регулироваться постановлением верховного совета РФ от 27.12.91 № 2122-1 «Вопросы пенсионного фонда РФ». С 01.2002 введен в действие президентский пакет документов, который сформировал основы новой пенсионной модели. К ним относятся: фед закон от 15.12.01 № 166-РЗ о гос пенсионном обеспечении РФ, № 167 – о обязательном пенсионном страховании РФ, 17.12.2001 № 173-РЗ о трудовых пенсиях РФ, 24.07.2002 № 11-РЗ об инвестировании накопительной части пенсии, 96 год 27 РЗ об индивидуальном персонофицировании…Отличительной особенностью фонда является то что значительная часть собственных средств для финансирования выплаты пенсии. Структура управления состоит из аппарата управления, из отделения пенсионного фонда РФ в каждом регионе…
Схема структуры
Правление ПФР – председатель фонда – аппарат ревизионной комиссии
Председатель фонда – исполнительная дирекция – ИЦПУ(информационный центр для ведения персонофицированного учета) – межрайонные пункты персонофицированного учета (МРП)
Председатель фонда – отделенияфонда (их 83 +Байконур)
МРП+Отделения – центры, отделы по назначению, выплате пенсии – доставка пенсии (сбербанк и почта)
Инфроструктура обязательного пенсионного накопления – средства сюда поступают от ИЦПУ
Создаются клиентские службы – кот будут заниматься работой с пенсионерами и перекидывать инфу и заменит отделения фонда
функции: перераспределительная, контрольная, а так же назначение и выплата пенсии, ведение персонофицированного учета, осуществление выплат связанных с гос функцией управления.
С 2003 года бюджет пенсионного фонда формируется с положениями бюджетной классификации доходов и расходов бюджетной системы РФ, действующего налогового, бюджетного и пенсионного законодательства. Основной тариф взносов за счет которого формируется бюджет фонда
1) 20% он установлен для налогоплательщиков кот осущ выплату заработной платы
2) 15,8% — налогоплательщики кот осущ выплату физ лицам к ним тнос сельхозпроизводителя, организации народных художественных промыслов, родовые семейные общины коренных малочисленных народов севера занимающихся традиционными отраслями хозяйства
3) 14% — выплачивается работодателями которые создали особые экономические зоны
4) 7.3% — ставка для налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей не производящих выплаты заработной платы (детективы, частные нотариусы)
5) 5.3% — для адвокатов
Налоговой базой при этих ставках является выплаты и иные вознаграждения указанных лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, не превышающих 280 тыс руб в год, как только эта ставка превышается вкл механизм снижения. Это ставки ЕСН.
Фиксированная ставка – 150 руб в месяц – выплачивают лица которые не попали в 5 категорий (например свободные художники). Из этой суммы – 100 руб на основ – 50 на накопительную часть. Но старше 67 года – 100 руб.
50% Пенсионного фонда составляют средства федерального бюджета.
Средства ПФ расходуются на выплату трудовой пенсии ( базовая + страховая, кот делится на страховую и накопительную), на финансирование государственных пенсий, доставка пенсии + НДС, на формирование накопительной части пенсии, выплаты пенсии гражданам выехавшим на ПМЖ за границу, компенсационная выплата гражданам осуществляющим уход за инвалидами 3 степени, выплата женам срочников имеющих детей до 1.5 лет (6 тысяч рублей), выплата лицам которые вышли на пенсию в более ранние сроки жен в 53 муж в 58, выплата по отдельным федеральным законам – кто пострадал от ядерных катастроф, героям союза, России, кавалерам орденов славы, трудовой славы, расходы на текущую деятельность.
Негосударственное пенсионное обеспечение
НПО рассматривается как элемент ПС РФ цель которой создание эффективного механизма формирования дополнительного пенсионного обеспечения. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Гарантированный доступ всего населения к услугам НПФ (негос. Пенсионных фондов)
2. Право выбора населения между государственной и негосударственными пенсионными системами
3. Развитие государственной системы контроля и защиты прав граждан в негосударственной системе пенсионного обеспечения
4. Создание экономических и социальных стимулов для участия субъектов хозяйствования и физических лиц в негосударственном пенсионном обеспечении
5. Создание и внедрение стабильной и доходной системы инвестирования пенсионных резервов НПФ
6. Упорядочение налогообложения средств негосударственного пенсионного обеспечения
Решение этих задач на перспективу в 20-30 лет оценивается с помощью количественных и качественных показателей.
Количественные показатели:
1. Охват экономически активного населения страны услугами НПФ на уровне 30-50%
2. Материальное содержание за счет дополнительных пенсий из НПФ в размере доходов получаемых из государственной пенсионной системы.
3. Размещение пенсионных резервов НПФ в долговременные инвестиционные проекты под гарантией государства
Качественные характеристики:
1. Оказание услуг населению по всем видам пенсионного обеспечения
2. Наличие доступной сети НПФ различных типов
3. Обязательно добровольного механизма участия работодателей и наемных работников в негосударственном пенсионном обеспечении.
4. Формирование накопительного механизма аккумуляции и выплаты дополнительных пенсий
5. Создание системы стимулирующего налогообложения
6. Формирование отраслевой организации негосударственного пенсионного обеспечения
Совершенствование пенсионной системы является важнейшей задачей развития экономики страны и социальной сферы, а пенсионные накопления и пенсионные резервы являются источником долговременных инвестиционных вложений, развития негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, страхового рынка, банковской системы, то есть финансовых институтов страны.
Пенсионное накопление – это средство обязательного накопительного страхования.
В соответствии с Российским законодательством НПФ являются субъектами инвестиционного рынка и для части застрахованных лиц и при их согласии заменят пенсионный фонд России цепочки отношений по инвестированию средств пенсионного накопления в разрешенные законодательством активы.
Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов
— По собственному имуществу (крупнейший фонд по составу собственного имущества – Газфонд(30%), ЛукойлГарант (23%), Благосостояние (9%))
— Общая сумма инвестиций: Газфонд 34%, ЛукойлГарант 23%, Благосостоние 8,5%
— Пенсионные резервы. Газфонд 45%, Лукойлгарант 5%, Благосостояние 13%
В настоящее время преимущественное развитие получили корпоративные фонды, работающие как закрытые. Деятельность НПФ ренулируется федеральным законом от 05. 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в редакции от 2003 года. НПО занимаются следующими исключительными видами деятельности:
1. Негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения
2. Участие в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию на основании договоров об обязательном пенсионном страховании
3. Участие в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании проф пенсионной системы.
Деятельность НПФ как страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионного накопления, инвестирования этих средств, учет средств застрахованных лиц, назначения им выплаты накопительной части трудовой пенсии. Эта деятельность регламентируется страховыми правилами фонда, которые определяют порядок и условия исполнения фондов обязательств по договорам обязательного пенсионного страхования, эти правила регистрируется одновременно с получением лицензии.
Требования к негосударственным пенсионным фондам как к страховщикам:
1. Опыт работы не менее 2х лет.
2. Ведение не менее 5 000 именных пенсионных счетов участников не менее 1 года, с 01.07.2009 – не менее 20 000 подобных счетов.
3. Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда – не менее 30 миллионов рублей, а с 01.07.2009 не менее 100 миллионов рублей
Негосударственные пенсионные фонды получили право работать в накопительной составляющей с 1.01.2004 года. Кроме негос пенсионных фондов в системе инвестирования средств пенсионных накоплений участвуют управляющие компании, спецдипозитарии и банки.