Этические принципы в социальной работе, принятые Международной федерацией социальных работников в 2004г. (Австрия): понятие, основное содержание и назначение принципов.

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой чаще всего в сложных ситуациях, которые нередко характеризуются нестандартностью. Технологии социальной работы в преломлении на конкретного клиента не дают однозначных ответов о действиях специалиста. Каждый человек имеет выраженную индивидуальность. Это требует от каждого специалиста готовности к принятию штучных решений во многих неформальных ситуациях.
Принятию правильных решений в подобных случаях помогают этические принципы социальной работы — наиболее общие требования и правила, выражающие основные варианты поведения специалиста по отношению к субъекту профессиональных отношений в процессе оказания социальных услуг.
1. Права человека и человеческое достоинство.
Социальная работа основывается на уважении неотъемлемой ценности и чувства собственного достоинства всех людей, а также прав, которые из этого следуют. Социальный работник обязан помогать и защищать физическую, психологическую, эмоциональную и духовную неприкосновенность и благополучие каждого человека.
Это означает:
— Уважение права на самоопределение — социальные работники должны предоставлять клиенту возможность самому делать выбор и принимать решения, если это не угрожает правам и законным интересам других людей.
— Предоставление права на участие клиентов (путем вовлечения) в процессах, что предоставит им возможность быть уполномоченными в принятии любых решений касательно их собственной жизни.
— Оказание помощи каждому человеку в полной мере, что означает этическое предписание социальному работнику рассматривать личность в целом, совместно с семьей, общественностью, социальным и природном окружением и другими аспектами жизни личности.
— Идентификация и развитие достоинств — социальные работники должны фокусировать свое внимание на достоинствах всех индивидов, групп и сообществ и таким образом содействовать их развитию.
2. Социальная справедливость.
Социальные работники должны обеспечивать социальную справедливость, как в отношении всего общества, так и в отношении людей, с которыми они непосредственно работают. Это означает, что социальный работник обязан обеспечить:
— Предотвращение дискриминации — предотвращать негативную дискриминацию, основанную на таких базовых характеристиках, как: способности, возраст, культурные особенности, половая принадлежность, семейный статус, социально-экономический статус, политические взгляды, цвет кожи, расовая принадлежность и другие физические характеристики, вероисповедание.
— Признание различий — признавать и уважать этические и культурные различия тех сообществ, в которых они осуществляют свою деятельность, учитывая индивидуальные, семейные, групповые и общественные отличия.
— Справедливое распределение ресурсов, которыми располагают социальные работники, и в соответствии с первоочередными потребностями.
— Оспаривание несправедливой политики и деятельности — привлечение внимания работодателей, высших должностных лиц, политиков и общественности к таким ситуациям, в которых деятельность не отвечает этическим требования, а также в которых распределение ресурсов и политика являются неправомерными и пагубными.
— Солидарная деятельность — осуществлять деятельность в интересах всего общества, обращать внимание на социальные условия, которые содействуют социальному исключению, стигматизации или подчинению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *