Этические нормы клятвы Гиппократа и их место в этических ценностях социальной работы.
Исторические источники донесли сведения, что впервые некоторые социальные функции врача вводил социальный реформатор фараон Египта Эхнатон (15 в. до н.э.). Он забрал некоторые социальные функции у жрецов и отдал их врачам. Этим он возвысил врачей, а еще тем, что при нем появился международный медицинский знак — чаша, обвитая змеей. Этот знак можно расшифровать так: будь мудр как змея и черпай знания из чаши вселенной. Развалины некоторых городов Египта сохранили свидетельства упорядочения последовательности хирургических действий, лечения телесных и душевных отклонений здоровья. После смерти Эхнатона жрецы отстояли свою власть над врачами, подчинив их своим ритуалам.
Прошли сотни лет (тысячелетие), и только с появлением Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.) появились явные очертания социальной медицины, которые в первую очередь можно видеть в клятве Гиппократа, где особое внимание уделено нравственно-этическим характеристикам врача. Несомненным социально-психологическим шагом было выделение Гиппократом типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Сегодня применяются понятия маска Гиппократа, повязка на голову — шапка Гиппократа.
Гиппократ поклонялся богу врачевания Асклепию (римское название Эскулап) и выдвинул положение, что бог Асклепий сильнее смерти. Отсюда развивалось положение, что врач никогда не должен останавливать борьбу за жизнь больного, а бороться за нее до биологической смерти — наступления трупных пятен, которым предшествует остановка дыхания и деятельности сердца, устанавливаемая по пульсу.
Из опыта Спарты Гиппократ заимствовал идеи пропаганды здорового образа жизни. Эти идеи пропагандировались государством, и их нарушителей настигала смерть. Гиппократ учил следованию этим правилам сознательно. В свод этих правил входили: умеренность в пище и половой жизни, ежедневные физические и умственные упражнения, воздержание от употребления алкоголя, наркотиков, веселые танцы и др. Гиппократ придавал огромное значение психологическому воздействию врача на пациента. Требовал здорового внешнего вида, чистоты, соответствующей одежды. Он, обращаясь к врачу, говорил: "Ты врачевать собрался род людей, а сам покрыт вонючею паршой". Это сегодня надо напомнить врачам — курцам, любителям алкоголя. И не в меньшей мере врачевателям душ человеческих — психологам.
Медицинская этика — одна из наиболее развитых видов прикладной этики на протяжении тысячелетий, стремилась регулировать сложные взаимоотношения, возникавшие между врачами и больными, испытывавшими страдания и нуждавшимися в особой заботе и внимании, и часто, не только в лечении болезни, но и в спасении жизни.
Создатель медицинской этики — великий Гиппократ — сформулировал основные принципы поведения врача в "клятве Гиппократа".
Отношения врач-пациент всегда носили драматический характер, обусловленный их не симметричностью: врач обладает знанием и властью, больной доверяет ему самое ценное, что у него есть (свою жизнь). Именно поэтому эти отношения должны быть жестко регламентированы моралью и правом.
Медицинская этика — это совокупность связанных между собой индивидуальных и социальных принципов, призванных оказывать влияние на действия врача. Врач обычно всегда рассматривался как главное лицо при принятии решений о том, что нужно пациенту для его же блага (принцип патернализма), о стратегии лечения (врачебная тайна).
Патернализм — это такая модель отношений, когда врач выступает по отношению к больному не только как любящий отец, но как царь и бог, ибо в его руках — жизнь, здоровье, свобода, полноценность, счастье человека.
Содержание профессиональной медицинской этики определяется такими принципами, как "приносить пользу", "не навреди", "вызывать доверие пациента", то есть, направлено на регуляцию деятельности врача и называется "медицинской деонтологией".
Медицина — область, требующая высокого профессионализма и предполагающая четкую систему этических принципов.
На индивидуальном уровне медицинская этика включает профессиональную автономию врача и благодеяние.
Профессиональная автономия — это право определять курс лечения без вмешательства других лиц. Она ограничена правом пациента на информацию о своем здоровье. Благодеяние — наиболее известное положение из "клятвы Гиппократа" — это профессиональная обязанность врача оказывать помощь другим в случае необходимости. В рамках медицинской этики требуется найти баланс между благодеянием и предотвращением дальнейшего вреда (например, необходимостью прекратить боль). Этот этический диалог между принципом блага и предотвращением вреда иногда рассматривают как противостояние святости жизни и качества жизни.
Можно выделить основные положения клятвы Гиппократа:
1. Выражение: "Уважение к жизни"
2. Запрет на причинение вреда больному
3. Уважение к личности больного
4. Врачебная тайна
5. Уважение к профессии
Сегодня главный акцент медицинской деонтологии связан с соблюдением врачом своих обязанностей перед больным, перед другими врачами, перед родственниками и близкими больного.
Эти обязанности можно свести к следующим:
а) оказывать всем нуждающимся квалифицированную помощь;
б) делать это с чувством сострадания и уважения к человеческому достоинству;
в) сохранять врачебную тайну; принимать самостоятельные решения исходя из принципа патернализма;
г) не навреди;
д) честно относиться к своим коллегам и добиваться разоблачения тех врачей, которые прибегают к обману и жульничеству;
е) совершенствовать свои знания;
ж) не проводить опыты на людях ( на заключенных);
з) обеспечивать медицинское обслуживание заключенных такого же качества, как и других людей;
и) не принимать соучастия активного или пассивного — в пытках или других жестоких или унижающих человеческое достоинство мероприятиях;
к) не участвовать в процедурах смирительного характера в отношении заключенного или задержанного.