Благодаря особому производственному процессу, у транспортных предприятий есть ряд особенностей.
1) Особенности функционирования: продукт транспорта не имеет материальной формы, транспорт лишь перемещает продукцию; цены на продукцию получаются из тарифов на грузо- и пассажироперевозку; единица транспортной продукции – пассажиро-километры, тонно-километры, тонны грузооборота или количество пассажиров; продукцию не запасти; в составе средств производства отсутствует сырье; транспортные средства в течение года используются неравномерно.
2) Этапы производственного процесса на транспорте: погрузка (работы и затраты на подготовку груза), перемещение (маршрут, безопасность, сохранность, заправка, контроль), выгрузка (взвешивание и подсчет груза, документация).
Чем этапы продолжительнее, тем транспортный процесс менее эффективен.
3) Транспорт также используется для внутрипроизводственных перевозок и является частью отрасли, в которой задействован.
Железнодорожный транспорт высокоэффективен (низкая себестоимость, высокая провозная способность), автомобильный транспорт самый маневренный, но эффективен лишь при перевозках на небольшие расстояния из-за высокой себестоимости. Воздушный транспорт самый быстрый (эффективен там, где нет других видов транспорта, для перевозки людей и скоропортящейся продукции). Речной и морской транспорт эффективны при отправке массовых грузов, но скорость перемещения низкая, низкая себестоимость. Трубопроводный транспорт оптимален для нефти и нефтепродуктов, самая низкая себестоимость.
Себестоимость транспорта можно снизить с помощью использования более мощной и новой техники, улучшения состояния путей сообщения, механизация процесса погрузки-разгрузки, внедрение инновационных методик в организации труда и перевозок.
Транспортные тарифы делятся на фиксируемые (Минтранс), регулируемые (устанавливают самостоятельно), договорные (по согласованию с заказчиком), свободные (самостоятельно, но с подтверждением от госорганов).
Прибыль от эксплуатации и финансов транспорта — разность между доходом от транспортной работы и эксплуатационными расходами. Налогообложение – по Налоговому кодексу РФ.