В Х1Х-начале XX вв. жизнь становится более интенсивной, в связи с проблемой индустриализации (развитие производительных сил и общественное разделение труда) человеку все труднее социально адаптироваться, появляется огромное кол-во ресурсов кот. было необходимо рационально распределить. Появляется идея об обществе всеобщего благоденствия — общее благо для всех людей, следует давать дотации бедным (все большее влияние на эти процессы оказывает гос-во). На Западе рубеж XIX/XX вв. являлся переходом к периоду социальной работы. Формируются две основные модели помощи: «Американская» модель характеризуется преобладающим влиянием государства, формирующим и осуществляющим программы соц. помощи и поддержки; «европейская» же модель акцентирует роль помощи в рамках коммуны, т.е. городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров соц. работников. Сегодня СР хорошо представлена в скандинавских странах (Норвегия, Швеция, Финляндия). Во всем мире специалистов по СР готовят не на теор. а на практич. уровне, поэтому необходимо перенимать зарубежный опыт практической СР., которая складывалась веками.
При сохранении базовых социальных гарантий (пенсионерам, инвалидам и слепым вне зависимости от возраста, временной помощи нуждающимся семьям) период конца XX – начала XXI в. демонстрирует новый этап развития американской социальной модели, который характеризуется:
— широкомасштабными инициативами исполнительных и законодательных органов власти – в сферах образования, здравоохранения, социального страхования, – которые нацелены на повышение качества человеческих ресурсов, их способности адаптироваться к динамично меняющимся условиям жизнедеятельности и лежат в основе стратегии формирования человеческого потенциала XXI в.;
— содействием развитию трудового и интеллектуального потенциалов и расширением возможностей их использования, с учетом ускорения процессов глобализации, разработки и внедрения новейших технологий;
— четким разделением потенциальных реципиентов государственной помощи на нетрудоспособных и трудоспособных, с установлением предельных сроков трудоустройства последних;
— постепенным переходом к страховым принципам защиты трудоспособного населения от социальных рисков, при сохранении на определенный период времени за трудоустроившимися реципиентами государственных пособий права пользования бесплатной медицинской помощью в рамках «Медикейд», услугами по уходу за детьми и т.п.;
— переплетением социальной составляющей с другими сторонами внутренней политики – иммиграционной, по регулированию трудовых отношений, в сфере образования;
— разделением ответственности за устойчивое развитие общества между всеми субъектами социальной политики (государством, некоммерческим сектором, бизнесом, самими гражданами и их объединениями) на принципах прозрачности и подконтрольности обществу;
— возрастающей ролью штатов как непосредственно действующих субъектов в сфере социально-экономических отношений, в том числе в развитии пенсионных и иных социальных программ, содействии трудоустройству, профессиональной подготовке, поддержке уязвимых групп населения;
— расширением сфер государственно-частного партнерства в социальной сфере, наполнением его новым содержанием, новыми формами;
— вниманием к информационно-разъяснительной работе в сфере предоставления социальной поддержки, профессиональной подготовки, повышения образовательного уровня, трудоустройства, расширения возможностей медицинского страхования и т.п.;
— постоянным развитием многообразных добровольных форм участия граждан в формировании и реализации социальной политики.
Американский опыт свидетельствует о возрастающем значении взаимодействия государственных и предпринимательских структур не только для решения традиционных вопросов социально-трудовых отношений, но также для разработки и реализации долгосрочной стратегии устойчивого развития, разработки новых подходов к обеспечению социальных гарантий в условиях глобальной конкуренции и динамично меняющихся требований рынка труда.
Говоря об американской социальной модели, нельзя не отметить особую заботу о ветеранах. Разработка и реализация мер по социальной защите ветеранов в США исторически являются приоритетным направлением государственной политики и находятся в центре внимания законодательных и исполнительных органов власти. Проблемами социальной защищенности ветеранов и их семей, в том числе потерявших кормильца, занимаются также общественные объединения.
Европейская модель характеризуется через расширенную социальную защиту и решением социальных конфликтов путем демократических методов. В рамках европейской социальной модели была идентифицирована разновидность специфических национальных моделей (британская, шведская, германская и.т.д.). Все национальные системы привержены тем же общим принципам: экономический рост, социальная защита, различающим фактором являясь только акцент, который ставится на каждую из них.
Все страны ЕС имеют в основу, в социальной области, три общие характеристики:
• социальное гражданство, которое дополняет штатское и политическое гражданство, чьим основным принципом является справедливость, рассматриваемая не как равенство доходов, а как равноправие в лице закона и с точки зрения политических, экономических и социальных прав.
• защита против деформации рынка, что подразумевает классифицирование индивидуумов на более важную позицию по отношении к рынку, так чтобы не рынок решал какие индивидуумы имеют право выживать, и какие не имеют. Данная защита не исключает функционирование рынка, а только защиту индивидуума от его возможных негативных последствий.
· отказ от характера товара для некоторых факторов, необходимых для достойной социальной жизни, таких как, к примеру: образование и медицинское обслуживание.
Таким образом, в рамках европейской социальной модели, экономические достижения и социальный прогресс взяты как единое целое, прочно связанные факторы, то довольно ясно указывает на будущую ориентацию ЕС по отношению к социальной политики.